Календарь развития
Фразы-табу
Стереотипы воспитания
Половое воспитание
Уважайте своего ребенка
Воспитание уверенности
Освобождаем детей от ролей
Уделяем время ребенку
Обустройство детской
Когда рутина в радость
Роль отца в воспитании
Семья без отца
Предприимчивость
Детские кружки и секции
Детские стихи
Потешки
Заклички
Мирилки
Считалочки
Загадки
Скороговорки
|
МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ Стереотипы воспитания
 Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?
Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.
Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.
Что думаете вы?
|
А как на самом деле?
|
Девочки лучше относятся к природе.
|
Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки
по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных,
растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.
|
Мальчики лучше могут оценить сложное положение и мыслят более логически.
|
Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и проблемы не хуже
мальчиков.
|
Мальчики испытывают большее желание отличиться.
|
До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому иногда стремятся
выделиться, отличиться от своих сверстников). Но позднее девочки более
целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о будущем.
|
Мальчики более одарены в математике.
|
Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит от того, как мы
ориентируем их. Хотя считается, что в математике мальчики проявляют себя
лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим
большой разницы.
|
Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой они живут, тяжелее
переносят боль, страдание.
|
Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и поэтому сильнее
переживают разлуку с родителями. Мальчики более чувствительны к боли,
страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с
самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.
|
Девочки умеют лучше выразить свои мысли.
|
До 10-13 лет разница незначительна, затем в большинстве случаев девочки в
устном и письменном виде высказывают свои мысли более четко, чем
мальчики.
|
У мальчиков лучше зрительная память, а у девочек - слуховая.
|
Исследования показали, что на протяжении всей жизни эта способность у
мальчиков и девочек одинакова.Если и есть разница, то только
индивидуальная.
|
Мальчики лучше ориентируются в пространстве.
|
До наступления половой зрелости разницы нет, после этого мальчики лучше
ориентируются в пространстве. С годами разница усиливается. Исключения
только подтверждают правила.
|
Мальчики агрессивнее.
|
Мальчики становятся агрессивными в самом раннем возрасте, в два-три
года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.
|
Девочки менее активны.
|
Не установлена разница в активности мальчиков и девочек. Лишь в детские
годы мальчики проявляют ее более шумно и очевидно (в драках, например). В
то же время девочки не столь шумливы, но не менее целенаправленны.
|
Девочки более общительны, отдают предпочтение большой компании, а не
узкому кругу друзей.
|
Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с
одной-двумя подругами. В более крупные группы собираются именно
мальчики. Это положение сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то
мальчики более склонны к коллективным играм.
|
Девочки более ласковы.
|
До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет
разницы, и мальчики в определенный период требуют ласкового обращения.
|
Девочки легче подпадают под чужое влияние.
|
Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при
их воспитании это надо непременно иметь в виду. Девочки обычно
придерживаются своего мнения.
|
Мальчики более предприимчивы.
|
В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет
разницы. Позднее более сообразительными и активными становятся девочки. А
в период полового созревания они уступают в этом юношам. Быть может,
сознательно.
|
Девочки более трусливы.
|
Девочки не так трусливы на самом деле, как многим кажется. В
действительности они могут быть сильнее и решительнее мальчиков, легче
преодолевают страх.
|
Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.
|
Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по отношению к сложным
житейским ситуациям, умеют быстрее приспособиться. В большинстве случаев
они более самостоятельны.
|
Девочки реже соперничают между собой.
|
В этом отношении ни у кого нет преимущества. Все зависит от личности.
Соперничать и мериться силами друг с другом могут и мальчики и девочки.
|
Мальчикам более важно заявить о себе, продемонстрировать свои
способности.
|
Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям
сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.
|
У мальчиков больше склонность к творческой работе, в то время как
девочки лучше справляются с монотонным трудом.
|
В этом нет разницы между мальчиками и девочками. У кого-то больше
творческих способностей, у кого-то меньше, пол здесь не имеет значения.
|
Девочки более послушны, чем мальчики.
|
В раннем детстве девочки действительно более послушны.
|
Что же в итоге?
Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.
 Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.
Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы.
Например: мальчики - более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не достигают", "Это сейчас, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости, а мальчики еще проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.
И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?
Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.
Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.
Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.
Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.
Источники: www.adalin.mospsy.ru
Наверх |