Главная   Беременность   Роды   После родов   Развитие ребенка   Питание ребенка   Здоровье ребенка   Магазин 

Календарь развития
Фразы-табу
Стереотипы воспитания
Половое воспитание
Уважайте своего ребенка
Воспитание уверенности
Освобождаем детей от ролей
Уделяем время ребенку
Обустройство детской
Когда рутина в радость
Роль отца в воспитании
Семья без отца
Предприимчивость
Детские кружки и секции
Детские стихи
Потешки
Заклички
Мирилки
Считалочки
Загадки
Скороговорки

МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ
Стереотипы воспитания


Верны ли распространенные представления об отличиях в психологических особенностях мальчиков и девочек?

Французские психологи составили тест, который поможет вам проверить, насколько ваши представления о различиях мальчиков и девочек соответствуют действительности.

Вам предлагаются 20 утверждений. Вы можете либо согласиться, либо не согласиться с каждым из этих утверждений. Затем сопоставьте свои ответы с правильными и решите, насколько ваше мнение совпадает с данными психологических исследований.


Что думаете вы?

А как на самом деле?

Девочки лучше относятся к природе.

Пока не установлено ничего, что давало бы повод утверждать, что девочки по своей природе более склонны заботиться о больных и слабых животных, растениях. Разве что в возрасте шести - девяти лет.

Мальчики лучше могут оценить сложное положение и
мыслят более логически.

Это не так. Девочки могут решать сложные задачи и
проблемы не хуже мальчиков.

Мальчики испытывают большее желание отличиться.

До 10-12 лет девочки развиваются быстрее (и поэтому
иногда стремятся выделиться, отличиться от своих
сверстников). Но позднее девочки более
целенаправленны, они больше, чем мальчики, думают о
будущем.

Мальчики более одарены в математике.

Девочки и мальчики одарены одинаково, все зависит
от того, как мы ориентируем их. Хотя считается, что в
математике мальчики проявляют себя лучше. Но когда мы избавимся от этого предрассудка, то не заметим большой разницы.

Девочки более чувствительны к атмосфере, в которой
они живут, тяжелее переносят боль, страдание.

Напротив, мальчики легче поддаются влиянию среды и
поэтому сильнее переживают разлуку с родителями.
Мальчики более чувствительны к боли, страданию. Они лишь внешне делают вид, что им не больно, поскольку с самого начала их учат, что мужчины не должны плакать.

Девочки умеют лучше выразить свои мысли.

До 10-13 лет разница незначительна, затем в
большинстве случаев девочки в устном и письменном
виде высказывают свои мысли более четко, чем
мальчики.

У мальчиков лучше зрительная память,
а у девочек - слуховая.

Исследования показали, что на протяжении всей жизни
эта способность у мальчиков и девочек одинакова.Если и есть разница, то только индивидуальная.

Мальчики лучше ориентируются в пространстве.

До наступления половой зрелости разницы нет, после
этого мальчики лучше ориентируются в пространстве.
С годами разница усиливается. Исключения только
подтверждают правила.

Мальчики агрессивнее.

Мальчики становятся агрессивными в самом раннем
возрасте, в два-три года, когда начинается формирование устойчивых черт личности.

Девочки менее активны.

Не установлена разница в активности мальчиков и
девочек. Лишь в детские годы мальчики проявляют ее
более шумно и очевидно (в драках, например).
В то же время девочки не столь шумливы, но не менее
целенаправленны.

Девочки более общительны, отдают предпочтение
большой компании, а не узкому кругу друзей.

Девочки, как правило, большой компании предпочитают общение с одной-двумя подругами. В более крупные
группы собираются именно мальчики. Это положение
сохраняется, когда они вырастают, поэтому-то мальчики более склонны к коллективным играм.

Девочки более ласковы.

До определенного возраста между мальчиками и девочками в этом нет разницы, и мальчики в определенный
период требуют ласкового обращения.

Девочки легче подпадают под чужое влияние.

Напротив, мальчики склонны скорее принимать на веру мнение компании, при их воспитании это надо
непременно иметь в виду. Девочки обычно
придерживаются своего мнения.

Мальчики более предприимчивы.

В этом качестве до определенного возраста у мальчиков и у девочек нет разницы. Позднее более
сообразительными и активными становятся девочки.
А в период полового созревания они уступают в этом
юношам. Быть может, сознательно.

Девочки более трусливы.

Девочки не так трусливы на самом деле, как многим
кажется. В действительности они могут быть сильнее и
решительнее мальчиков, легче преодолевают страх.

Девочки чаще страдают от комплекса неполноценности.

Не больше мальчиков. Девочки лучше вооружены по
отношению к сложным житейским ситуациям, умеют
быстрее приспособиться. В большинстве случаев они
более самостоятельны.

Девочки реже соперничают между собой.

В этом отношении ни у кого нет преимущества.
Все зависит от личности. Соперничать и мериться
силами друг с другом могут и мальчики и девочки.

Мальчикам более важно заявить о себе,
продемонстрировать свои способности.

Нет. Мальчики легче подчиняются сильным личностям и компаниям сверстников, девочки же чаще стоят на своем. Они более самоуверенны.

У мальчиков больше склонность к творческой работе,
в то время как девочки лучше справляются с монотонным
трудом.

В этом нет разницы между мальчиками и девочками.
У кого-то больше творческих способностей, у кого-то
меньше, пол здесь не имеет значения.

Девочки более послушны, чем мальчики.

В раннем детстве девочки действительно более
послушны.


Что же в итоге?

Вы смогли сопоставить свои наблюдения с данными французских психологов. Возможно, не со всеми их выкладками можно согласиться на 100 процентов. Например, с тем, что разница в речевом развитии мальчиков и девочек незначительна до 10-13 лет.

Отечественные исследования показывают, что как раз в дошкольном и младшем школьном возрасте девочки опережают своих сверстников мужского пола в развитии вербальных (речевых) функций.

Тем не менее, этот тест может оказать нам услугу. Мы ведь хотим помочь своим детям полнее проявить их природные склонности и возможности? Но этому часто мешают давным-давно укоренившиеся стереотипы.

Например: мальчики - более способные математики. Какую же волю надо иметь талантливой девочке, чтобы сохранить интерес к любимому предмету? Ведь с раннего детства она только и слышит от взрослых: "Девочки в математике высот не достигают", "Это сейчас, в начальной школе, они отличницы - за счет прилежания и усидчивости, а мальчики еще проявят себя в естественных науках в старших классах" и т. п. Вольно или невольно внушается, что математика - вообще не девчоночье занятие. Результат закономерный - немногие девочки интересуются этим предметом и избирают потом профессии, связанные с ним.

И так не только с математикой. Когда кто-то из девочек проявляет предпринимательские склонности и способности, реакции окружающих скорее неодобрительные: кто-то удивлен, кто-то шокирован и т. п. А тезис о том, что мальчики более склонны и способны к творческой работе, в то время как девочкам на роду написано быть исполнительницами скучной и однообразной?

Или такие характерные установки: обычным мальчикам не слишком-то свойственны жалость к больным и слабым или потребность заботиться о других людях, о животных и природе. Мальчик с педагогическими наклонностями вообще воспринимается чуть ли не как чудо.

Разумеется, природная нервно-психическая организация мальчиков и девочек имеет различия. Это подтверждается нейрофизиологическими исследованиями. Сведения об этом можно почерпнуть из популярной литературы. Но общие способности ребенка, степень его творческой одаренности, социальная успешность зависят все-таки гораздо больше от индивидуальных, а не от половых различий.

Другое дело, что не всегда девочка или мальчик могут полностью реализовать свои природные способности из-за негибких воспитательных установок и социальных стереотипов.

Это не значит, что надо совершенно одинаково воспитывать тех и других. Например, очень важно, чтобы в свое время ребенок осознал себя представителем своего пола. Или: даже самые свободомыслящие родители вряд ли будут сознательно ориентировать свою дочь на увлечение наиболее опасными из экстремальных видов спорта. И все же стоит иногда задуматься, насколько помогают или мешают нам некоторые стереотипы воспитания.


Источники: www.adalin.mospsy.ru

Наверх

© 2008-2017 by Anchi • www.baby.davest.ru • Беременность • Роды • Развитие ребенка.